понедельник, 13 мая 2013 г.

Глава 11



* * *

 

   В 1996 году на парламентских выборах в израильский кнессет впервые прошла «русская партия».

   К моменту начала учёбы в колледже уровень знания иврита у меня был уже вполне приличный, как у студентов. Обучение там было бесплатное, по израильским законам такое полагалось каждому, раз в три года, а направление на курсы давали на бирже труда.

Брали туда с общим средним, сдал экзамен по математике, прошёл собеседование, и меня приняли. И вот в начале сентября я приступил к занятиям.

  

   Учились мы почти год и по четыре пары в день.

   Я сразу заметил, что в колледже преподают предметы, многие из которых мне хорошо знакомы. Здесь изучали основы производства, технические измерения, метериаловедение, черчение вручную, тригонометрию, технический английский, теорию токарного и фрезерного дела, а также практическую часть, причём станки не только с программным управлением, но и обычные. Преподаватели, которые здесь работали, были все членами профсоюза учителей и считались госслужащими ( то есть неплохо устроились ) и относились к нам с нескрываемым пренебрежением. А учащиеся были в основном «русские», среди которых несколько инженеров, так что с дипломом я бы то же самое получил, и всего несколько местных, среди которых один токарь из оборонки с большим стажем, а другой совсем молодой, но уже успевший пожить в Австралии и там жениться и развестись.

   Но самым нашим любимым предметом был компьютер - программа для черчения и разработки технологических процессов. Педагог по этому делу решительно отличался от всех остальных как симпатичный человек. Вот он-то и попытался организовать мне то, что в Израиле очень важно и называется «протекция». Есть даже такой анекдот, в котором беседуют Трумэн, Сталин и Бен-Гурион о том, как в их странах наказывают самых больших преступников. В Америке сажают на электрический стул, в Союзе отправляют пожизненно в Сибирь, а в Израиле просто лишают протекции. Ведь все «тёплые места» с хорошим зароботком здесь заранее поделены, а всем остальным достаётся очень тяжёлый труд за минимальную зарплату.

   Так вот, от меня он случайно узнал, что я собираюсь в армию, и страшно обрадовался. Оказывается, там нужны такие люди, которые по этой специальности и на срочную службу идут. Он уже объявил мне, что всё устроил и что служить я буду там. Это стало одной из причин того, что от службы я уклоняться не стал, а, напротив, думал, что послужу там несколько лет в мастерской на базе ВВС, а как заработаю стаж, перейду на гражданку.

   Правда, эта самая армия чуть не сделала мне проблемы. Вдруг получаю повестку на призыв на март месяц, а учиться я должен был до лета. Перенервничал, конечно, но тут мне помог зам. директора колледжа, подполковник запаса. Воспользовался своими армейскими знакомствами и званием, и меня отбил, так что получил я отсрочку, чтобы обучение закончить. Он у нас вообще был очень толковым, его как одного персонажа «Золотого телёнка» всё время цепляли на лестнице, чтобы сотню вопросов решить, можно сказать, что в заведении всё на нём держалось. Не то что, например, один преподаватель, который, вместо того, чтобы обучать нас фрезерному делу, только сидел за конторкой и журнальчики почитывал, пользуясь тем, что его нельзя уволить, и при этом заявлял, что он не учитель, а только следит за тем, чтобы ничего не сломали. А зарплата у него была фантастическая, не 14-15 шекелей в час, как у всех, а 100.

   В общем, отучился я от начала до конца, сдал все экзамены, и обычные, и государствен-ные, а также сделал и защитил дипломный проект, который состоял из объяснительной записки, дискеты с файлами и самой детали. Так что это было фактически единственное заведение, которое мне удалось закончить. Помните анекдот про защиту диплома в

неком заведении в Союзе: двадцать минут позора, и ты советский инженер. Здесь было всё по-другому. Защита продолжалась минут пять. После того, как председатель комис-сии, доктор технических наук из Иерусалима, увидел изометрию - объёмное изображение детали, выполненное на компьютере ( нас этому не учили ), все остальные вопросы сразу же отпали. И вот я специалист, который может работать без подтверждения в любой стране мира. Кроме СНГ, конечно, там свои порядки, всё не как у людей. Вот до чего довёл их «особый путь» и то, что мол, Запад им не указ. И зря они называют, к примеру, Русь «святой». Как у Христа сказано: «По плодам узнаете их». Ну, а какие у них плоды, очевидно: безделье, пьянство, зависть к более богатому соседу, привычка насмехаться над чужой бедой, и при этом ещё общее бескультурье, разруха и грязь. Украина не особенно от России отличается, но всё же она немного другая, более европейская, что ли. Тем не менее и там перспектив нет никаких, от бедности ей не уйти, есть ведь в Европе и другие бедные страны, как Румыния, например.

 

   Однако вернёмся к моей дальнейшей истории. Не так проста она оказалась. Поскольку повестка в армию у меня оказалась на август месяц, а потом вообще на октябрь, я решил, что нужно пока что искать работу. Найти её по специальности самому без знакомых невозможно, только через «коах-адамы» ( конторы по трудоустройству ). И то без опыта работы на производстве, без умения работать самостоятельно, никто брать не хочет. Вот и ищут себе «опытных» месяцами, а таких на рынке труда нет вообще, он все устроены. А нужны такие специалисты везде: и изготовление пресс-форм, и авиапромышленность, и электроника, и многое другое. С большим трудом устроился на завод точной механики и проработал там чуть меньше месяца. Завод, на котором работает человек двадцать, и поэтому для Израиля он считается… большим! Лучше других, где между станками расстояние микроскопическое, еле-еле пройдёшь, и в цеху потёмки, света совсем мало. Но отвратительный коллектив, и я сразу решил, что работать здесь не буду, и хорошо, что в армию ухожу, правда хозяин умудрился уволить меня несколько раньше, чем я сам успел это сделать. По всему поэтому мне и понадобился армейский опыт. Ненадолго, разумеет-ся, поскольку моя вера не приветствовала особенно военную службу, тем более с ору-жием.

   А тут ещё с деньгами было не очень хорошо. Пока я учился, получал прожиточный минимум, а тут он кончился. И вместо дипломов, которые только через три месяца, нам дали временные справки. Прохожу я с этой справкой на биржу труда, а мне там говорят: без диплома ты нам не специалист. А когда принёс им диплом, стал ходить туда отмечаться каждую неделю, а направляли меня, программиста, куда попало, один раз даже на шлифовальный станок ( нашли простачка ), еле отбился, чтобы в направлении не поставили отказ от работы, в этом случае пособие вообще не дают. А за день до призыва нашли то, что надо, но туда особенно никто не спешил, потому что платили совсем мало, да ещё, как везде, всячески унижали, утверждая, что ты ничего не знаешь и не умеешь. В общем, кончилось это всё ничем, а на следующий день я оказался в армии, и пособие по безработице даже за один месяц не получил.

 

   С армией тоже получилось интересно. В августе месяце, самом жарком в Израиле, вместе с повесткой и вещами приехал в военкомат. Вместе с обоими родителями. А уходят в армию здесь не так, как там. Все сидят во дворе на скамейках, с родными и друзьями, говорят, даже с домашними животными. Фотографируются, отмечают и всё такое прочее. До тех пор, пока в автобус не пригласят. И тут мне сообщают: ты сегодня не призываешься, а только через два месяца. Это в Израиле бывает, что меняется дата призыва. Странно только, что я это на месте узнал, а не получил по почте.

   В октябре, как раз на осенние праздники ( еврейский новый год и другие ) опять приезжаю с вещами, на этот раз только с мамой. И всё думаю: на этот раз призовут или не призовут? И что за служба будет? Рассчитывал, что вполне могу получить не сильно тяжё-

лую службу и буду каждый вечер приезжать домой. Пока до армии приезжал в военкомат, заполнял разнообразные анкеты, вроде того, где я хочу служить, в каких войсках, значит. Это, конечно, только для галочки. На самом деле они сами всё решают, и здесь тоже тёплые места только по знакомству, а «русских», как правило, запихивают в боевую часть, там каждый третий солдат из бывшего Союза, говорят. Но об этом я узнаю только потом.

А пока что меня призывают. И вот я в Армии Обороны Израиля. И направляюсь на автобусе из военкомата в БАКУМ - пункт приёма и распределения.

Комментариев нет:

Отправить комментарий