* * *
Год 1990-й. В Москве по решению ЦК КПСС
создана вторая партия - ЛДП Жиринов-ского. По стране начали сносить памятники
Ленину, а из магазинов исчезли товары и продукты и было ясно, что они скоро
пропадут совсем. А кое-кто уже засобирался в Израиль, потому что открыли
ворота.
Узнав, что я
зачислен в студенты, я сначала попал на отработку - на стройку. А затем
поставил в известность о своём зачислении армию. Другим пришлось посложнее.
Чтобы их не забрали сразу после защиты диплома в техникуме, пока не закончился
призыв, пришлось идти на хитрости. Один мой знакомый, например, сломал себе
руку, чтоб отсрочку получить. Последним делом перед началом занятий было
забрать документы из техникума и распрощаться с ним. Учиться сразу в двух
местах я бы всё равно не смог. Правда, ещё одному моему товарищу из моей
группы, покрепче, это удалось.
Как оказалось, у
института, где учились на инженеров и мой папа, и впоследствии сестра, было
большое будущее. Из него должны были скоро сделать университет.
Месяц сентябрь,
когда я, как освобождённый, не поехал на картошку, а остался в городе,
занимался выкапыванием ямок под будущие деревья. Деревья там были, но варварски
вырубили, когда строили библиотечное здание, на десятки метров в округе, вот и
пришлось новые сажать. Так что я в тот год и деревья сажал, и дом строил (
прокладывал в нём электропроводку ), и сына воспитывал, хоть и не своего
собственного.
А потом начались
занятия. Первую неделю - только лекции, но очень интересные, например, по
истории Украины. В те годы мы узнали правду ещё и о том, что нам врали о
братской семье народов СССР, впрочем, мы действитеьно были все братья. Друзей
выбирают. А тут вдруг узнаём, как Россия веками топтала своих соседей грязными
ногами и угнетала их. Неудивительно, что потом все захотели отделиться и Союза
не стало. Об отношении в республиках к евреям я уже не говорю. Тем не менее
уезжать из своей страны, из своего города я не хотел, даже не думал об этом.
Всё-таки родина хоть что-то значит для человека, любая.
При всём при этом я
столкнулся с другой проблемой, которую почувствовал ещё в техникуме. Это
оскорбительное отношение преподавателей к учащимся и студентам.
Когда тебя обижают уже на первой же лекции, заранее считая
бездельником и лентяем. Причём огульно сразу всех, не зная их лично. Такое
отношение убивает всякое желание учиться и овладевать знаниями. Да что там
говорить, вся наша советская жизнь была громадной «оскорбухой». Когда в нашем
учебном заведении впервые появились палестинские студенты, я неожиданно
заметил, насколько они раскованнее и свободнее нас, хоть и не из самой
благополучной для них страны. А у нас что? Сплошные комплексы, прежде всего
неполноценности. Таков результат семидясети лет советской власти. Ведь
униженными и запуганными легче править.
Правда, учебная
программа немного изменилась. Но не сильно. Советским студентам забивали голову
всякой бесполезной ерундой. Не имеющей отношения к будущей профессии. В
результате выпускники ничего не знали и ничего не умели. А тут ещё новая угроза
появилась. Переход к рыночным отношениям, не будет распределения молодых
специалистов, а значит, найти работу никаких шансов. Этот самый «политех»
закончила половина моего школьного класса, но вместо инженерства пошли дружно…
торговать на базар.
Итак, что же было
нового? Ну, например, отменили «научный атеизм». А вместо этого появились богословские
факультеты, для желающих, конечно, на которых богословие преподают ( просто
смех ) те самые преподаватели, бывшие марксисты и ленинцы. А вместо истории
КПСС - так называемая политическая история, тот же предмет с небольшими
изменениями. А для преподавателей её самой истина в последней инстан-
ции - это свежая газета, прямо как говаривал герой Тихонова,
учитель истории из известного фильма «Доживём до понедельника».
Ну, а всё остальное
как обычно - высшая математика, физика, иностранный язык, теоретическая
механика и т.д., и т.п. Занятия требовали немалого приложения сил, как и в
техникуме, но учился я добросовестно, по-серьёзному, и даже один семестр
умудрился стать круглым отличником. Несмотря на то, что и поступление там было
обставлено серьёзно-солидно, и программа по физике ой-ёй-ёй, прямо как в МГУ.
В это же время я
задумался и о том, как бы мне улучшить мою худую комплекцию. Наш преподаватель
физики был именно таким, как я говорил: относился к студентам неуважи-тельно и
только умел требовать, хотя сам был полнейшим ничтожеством, не профессор и даже
не доцент, который и мою фамилию не умел произносить правильно. И вот однажды
вздумал он нас по очереди «учить жизни», советовать, кому что делать. Кому-то
на точные науки налегать, кому-то языки учить, а мне лично - заниматься
спортом. Мне тогда это замечание показалось толковым. Я уже и сам надумал
заниматься культуризмом, там тренером был знакомый, который работал в
техникуме, преподавал математику и немецкий, кличка его была Рэмбо. Ну я туда и
пошёл и немного поднакачался. Правда, секция была платной, но я мог себе это
позволить. Правда, это впоследствии подорвало моё здоровье, не следовало железо
таскать, и мои занятия в институте прервались. Но, как я потом понял,
действительно, всё, что не происходит с человеком в жизни, для него к лучшему.
Почему именно - объясню потом.
Комментариев нет:
Отправить комментарий