понедельник, 13 мая 2013 г.

Глава 3



* * *

  

   В 1979 году Советский Союз ввёл войска в Афганистан, а в 1980 в Москве взамен построения коммунизма были проведены Олимпийские игры.

   Наверное, первое время ходить в школу нравится всем маленьким детям. Они ощущают себя более взрослыми, им нравится «игра» с книжками, тетрадками, карандашами и т.д.

Нечто подобное ощутил и я. Тем не менее, даже моё ближайшее будущее было покрыто туманом.

    Хотя, надо сказать, школьником я был весьма оригинальным, совсем крохотным: рост 110 см, вес 11 кг. Тем не менее это не мешало мне учиться: занимался я хорошо, на 4 и 5, а если и получал тройки в четверти, то только по физкультуре. Вот только каллиграфию я ненавидел, не получалось у меня красиво писать, а работать над этим всё равно приходи-лось, и по многу часов.

   Уже в эти годы, несмотря на то, что меня воспитывали атеистом, я всё-таки ощущал, что надо мной кто-то есть и заботится обо мне. Но также и то, что есть и другая сила, которая подталкивает меня к всяким пакостям и которую мы называем дьяволом. В те годы я почему-то ужасно боялся смерти, хотя и только начинал жить и понимал, что впереди у меня лет сто. Пугала меня эта самая будущая тьма и тишина. Пройдёт ещё некоторое время, и я начну себя утешать, что в будущем, при «коммунизме», что-нибудь такое придумают, чтобы победить старость и смерть. А может быть, после того, как человек умирает, есть всё-таки что-то потом.

 

   Немного о своём классе.

   Так получилось, что я пошёл в школу вскоре после того, как переехал в новый район.

А другие ребята или жили по соседству, или вместе в садик ходили. Я же до семи лет фактически воспитывался как барчук в том смысле, что контакты с детьми у меня до школы почти отсутствовали. Просто дружить было не с кем. Тем не менее в своём 1-В классе я отлично прижился, меня все любили и почти никто никогда не обижал.

   Несколько слов о первой учительнице. Обычно это человек, которого помнишь всю школу и всю жизнь. Звали её Зоя Ивановна, и так получилось, что была она хорошей знакомой моей мамы. Вместе начинали когда-то работать в одной школе. Мама с детства мечтала стать учительницей, хоть её и отговаривали от этого. Закончила педагогический, получила свободный диплом, поскольку уже вышла замуж. А вот в школе проработала всего полтора года: слабые голосовые связки, и оттуда пришлось уйти. А она всегда любила и очень любит детей. Что же оставалось делать? Удалось найти работу, так или иначе связанную со специальностью - младшими школьниками. Для этого дедушке впервые пришлось воспользоваться званием и фронтовыми наградами, пойти в обком партии. И назначение на вакантную должность состоялось, в детскую библиотеку. Хоть и не было библиотечного образования, а профессию удалось освоить, а главное её дело было - проводить и организовывать интересные и увлекательные мероприятия: ёлки, тематические встречи, спектакли и прочее. Из этого можно сделать только один вывод: человеку всегда есть в жизни место, чтоб реализовать самого себя.

   Так вот, в школе №6, в которой я учился, было много учителей начальных классов. Наблюдая их со стороны, я ещё тогда сделал вывод, что многих из них к детям подпускать даже близко нельзя, им бы на мясокомбинате работать. Но ничего не поделаешь, кто-то должен детей обучать. А наша Зоя Ивановна была по крайней мере лучше многих. Она умела толково вести урок и разъяснять материал, поддерживать дисциплину, и любим-чиков у неё не было. Были, конечно, и ошибки в работе, а у кого их нет? Но эти ошибки скорее не её, а советской системы просвещения - так что в этом, можно сказать, никто не виноват.

   Эта система, например, выдвигает и поощряет пай-девочек и пай-мальчиков, которые

правильно сидят за партой, всё делают по команде ( однажды мама рассказывала мне такое про один из классов в своей школе, в котором детей чуть ли не бьют за то, что они скребутся ногами по полу, и такое отношение поощрял сам директор школы ) и никогда не выходят за определённые каким-то дядей «рамочки». «Лучших» из тех, кто соответ-ствует всем этим требованиям, уже с детства делают активистами и двигают вперёд. Сначала староста или председатель совета отряда, потом председатель совета дружины и комсорг, а там могут взять на работу в райком комсомола и дальше, дальше, дальше…

Есть общая, великая цель - коммунизм, а в достижении её отдельная личность не значит и не стоит ничего. А кто выходит за рамки дозволенного, того прорабатывают, давят, лома-ют через колено, и получают в результате не человека, а человеческого фактора - безлико-го и даже бесполого «товарища». Главный признак которого - ярковыраженный комплекс неполноценности.

   Вот например, индивидуальный подход в школьном образовании. Очень редкими были случаи, когда способным, одарённым детям дозволяли заниматься в школе по собствен-ной, ускоренной программе. Ни Боже мой!!! Всех под одну гребёнку, все занимаются по одной программе и никаких отклонений от стандартов. А если проблемы даже не в успеваемости, а только в поведении, подключать родителей, составляя письма им на работу - мало не покажется.

   Эта проблема касалась и лично меня.

   Очень хорошо помню тот день, 1 сентября 1979 года, когда я впервые пришёл в первый класс. И нас, тогда ещё семилетних, водили по первому этажу школы, чтобы показать. А на другие подниматься нам сразу запретили, потому что это было просто опасно - боль-шие ребята так носились по школе, что не только других ребят, а даже учителей сбивали.

А школа-десятилетка была огромная, занятия в три смены, всего 3000 учеников. Так вот, когда маленький школьник начинает свою учёбу, ему всегда интересно. И я тоже всегда любил свою школу и сейчас вспоминаю её добрым словом. Ведь приобретение новых знаний очень приятно. Однако потом появляется нечто отбивающее любовь к занятиям, этакий казённый  подход и самодурство, так что к концу десятого класса охота к учению отпадает совсем.

   Что касается лично меня, то проблем с успеваемостью не было совсем. Проблемы были с поведением. Оно у меня никогда не было «примерным», а максимум «удовлетворитель-ным». Почему? Слишком был живым и подвижным. Не был как автомат. Выделялся яркой индивидуальностью среди серой массы. Под партой сидел, потому что скучно было.

Правда, до визитов в кабинет директора не дошло. Туда я первый раз попал только в восьмом классе, и то не как нарушитель, а как староста класса. Не только наказывали, но и поощряли. Однажды был даже Новым Годом на утреннике.

   В первом же классе я много занятий пропустил из-за болезни - болел ветрянкой и чем-то там ещё, но в занятиях не отстал. Они первые полгода учили буквы, а я читать умел уже с четырёх лет, и считать до десяти тоже. Приболел, по-видимому, потому, что не был в садике и иммунитета ещё не было. Закончил год, как и всегда впоследствии, без троек.

А на летних каникулах побывал в пионерском лагере. Мама иногда там летом работала воспитателем. А лагерь был неплохой, при папином заводе. Этот завод, Сумский насос-ный, гремел на всю страну: все виды насосов и компрессоров, в том числе сверхмощные, для АЭС. Как я уже говорил, папа приехал сюда из Бердичева, закончил вечерний инсти-тут, и его назначили начальником нового отдела. Этот отдел технической документации, во главе которого поставили крайнего еврея, был сформирован для того, чтобы сваливать на него всю чёрную работу на заводе. Работало в нём человек двадцать, и его начальник, мой папа, по причине своей еврейской национальности не имел допуска к секретным документам, а его заместитель - украинец - имел. Однако зарплата у него была вполне приличная, как у руководителя.

   Примерно в ту пору он и стал больше интересоваться своим «наследником», то есть мною. Начал снабжать, также как и старшую сестру, хорошими книжками, а мне привил полезную привычку к прогулкам пешком. Это одно из моих любимых занятий по сей

день.

   И вообще, надо сказать, что хорошая, чистая и порядочная семья сыграла решающую роль в моём развитии и становлении как личности. И об этом я ещё много буду говорить.

   А моя школьная жизнь продолжалась. Я перешёл во второй класс, а затем в третий. Ничего особенного вроде не происходило, А потом нас начали принимать в пионеры. Это отдельная тема для разговора.

   НАС ТАК УЧИЛИ. Воспитывали на фальшивых ценностях. Мы были насильно лишены Слова Божьего. Библии были дома большой редкостью. Их запрещалось ввозить из-за границы, а за перепечатывание отрывков из неё можно было попасть в тюрьму. Допускали к Библии только проверенных, воспитанных в коммунистическом духе, а на втором курсе института - в обязательном порядке «научный» атеизм. Хочу сразу сказать, что это вообще не наука, авторы его Библию совсем не читали, а только выискивали, над чем бы посмеяться. Но время посмеялось над ними самими. Теперь, когда нет Советской власти, где атеизм был государственной религией, эти воинствующие и невоинствующие безбожники в жалком меньшинстве, без цели, без принципов, без будущего.

   Все мы, октябрята и третьеклассники, почему-то ужасно хотели стать пионерами. И я был не исключением. Почему? Разбирался ли я тогда в идеологии? Вряд ли. Просто мне нравился пионерский галстук, мне тогда казалось, что это красиво. Кстати, интересный случай тогда со мной произошёл. Надо было красиво написать на плотной бумаге торжественное обещание и законы. Да-да, ненавидимая мною каллиграфия. В результате всё пришлось переписать снова - я допустил помарку в слове «Ленин»! А сам приём в пионеры был на школьном дворе жарким майским утром под солнцем, под которым у меня даже шея сильно обгорела.

   И примерно в ту пору я впервые, можно сказать, «увидел мир» - на летних каникулах вместе с родителями проехался в поезде к морю - в Крым, в Евпаторию. Мне нравилось ездить в поездах. Это особое ощущение, память надолго.

Комментариев нет:

Отправить комментарий