понедельник, 13 мая 2013 г.

Глава 4



* * *

 

   1982 год. Ушёл из жизни неподражаемый Брежнев, а великая страна громко отметила два «славных» юбилея - 60-летие пионерской организации и СССР.

   И вот младшая школа позади. Отметив это знаменательное событие и распрощавшись с нашей замечательной учительницей, мы перешли в четвёртый. Впрочем, не совсем рас-прощались. Все обожают первых учителей, и наш класс был не исключением. Мы часто заходили к ней в класс, а однажды я попал туда, будучи уже взрослым.

   Новая жизнь, новые предметы. Ещё в третьем классе я был по-детски уверен, что человеку вполне достаточно начального образования. Как я заблуждался! Сколько нового!

И история, и иностранный язык… К сожалению, немецкий. Нашему поколению повезло, что учились мы не сразу после войны. То поколение ненавидело этот язык по известной причине. Немецких класса было три из девяти. Так решил педсовет. На нём мало кто говорит - только Германия, тогда ещё разделённая ( в то время никто и предположить не мог, что она объединится раньше чем через 100 лет - вот как быстро теперь происходят события в мире, и это лишнее подтверждение того, что Библия права! ), да ещё Австрия и Швейцария, вот и всё. А английский мне пришлось потом учить самому, ведь нельзя же без него в современном мире. Но я рад, что не учил его в школе, иначе бы мне на всю жизнь отбили бы охоту. Тем не менее я оказался способным к языкам, по-немецки кое-что всё-таки знаю, очень люблю и в совершенстве владею украинским, и, конечно же, иврит.

А вообще, наша школа делала всё для того, чтобы люди не знали языки. Ничего не поделаешь, такова была практика железного занавеса.

   Интересным для нас было и то, что теперь нас учило много учителей-предметников. Именно в эту пору мне привили любовь к математике и в будущем вообще к точным наукам. Для этого, в общем-то, были неплохие условия, например, очень развивающие задачи повышенной трудности для тех, кто посильнее. А кроме того, я стал проявлять себя как личность, наконец-то, в интересах. И первым таким моим интересом было радио.

   Я всегда любил читать, особенно словари и энциклопедии, но никаких кружков до четвёртого класса не посещал. Была у нас компания - небольшая «кучка» ребят, вот и пришли мы все вместе в радиокружок. Попал я туда потому, что обожал радиоуправля-емые игрушки, только у меня их не было, не продавались они в магазинах. Конструкторы разных видов - вот всё, что можно было себе позволить. Будучи совсем маленьким, я часто ломал игрушки, чтобы узнать, как они устроены, но раннее детство прошло, и захотелось собирать что-нибудь. Как оказалось потом, к радиоэлектронике я совершенно неспособен, не моё это дело, ни одна из собранных мною схем даже позже, когда я в техникуме учился, не работала. Но зато возник другой интерес - радиолюбительство и азбука Морзе. В этом спорте я дошёл до второго разряда и даже был двукратным чемпионом Сумской области среди юниоров. Ушёл я из этого, как говорят, «в зените славы», не потому, что сам так решил, а просто нашу станцию юных техников разогнали: наступили новые времена, и она стала не нужна никому. Но главное, что было у меня там, это замечательный руководитель кружка, хорошо знающий своё дело и очень интересный и добрый человек, которого все пацаны обожали и буквально боготворили. Как хорошо, когда на жизненном пути попадаются такие люди, как он!

   Впрочем, был здесь и другой интерес. Мне предстояла служба в армии, тем более в советской, и к этому надо было готовиться. А физической силой и выносливостью я не отличался, и надеж на это не было никаких. Вот и сообразил, что очень кстати для меня приобрести такую вот воинскую специальность и служить потом в войсках связи, на радиостанции. Всё-таки полегче, чем просто в пехоте. И вообще хорошо, когда человек как можно раньше начинает задумываться над своим будущим.

   Вот только к общественной работе меня не привлекали. Очень хотелось, например, быть

звеньевым в пионерском отряде, но, видимо, считался «неблагонадёжным», а таких не любят и не продвигают.

   Советская медицина заботилась о детях. По крайней мере, создавалась такая видимость, но доля правды в этом тоже была. Регулярные осмотры, профилактика, прививки - всё было, как положено. О прививках отдельный рассказ. Всё, что мне было положено, я получил. Это только потом в «Комсомолке» появилась скандальная статья «Ну подума-ешь, укол!» не о вреде прививок вообще, а конкретно советских прививок. И в школе нас тоже прививали, а перед этим «пуговку» для проверки. Тут и случилось со мной одно приключение.

   После очередной «пуговки» оказалось, что она у меня размером с куриное яйцо. Вот и предложили отправить меня на лечение в детский санаторий. Эта идея самому мне очень понравилась, поскольку очень хотелось почувствовать себя самостоятельным человеком.

И к тому же там бывал кто-то из нашего класса и отзывался хорошо. К тому же в те годы о многих вещах в жизни я судил лишь по кадрам из фильмов, потому и решил попробовать.

Собрали, значит, мы с мамой все необходимые бумаги и поехали в Киев, в Пуще-Водицу.

Заведение, в которое я попал, по своей организации напоминало спецшколу, где дети распределены по отделениям в зависимости от классов. Палаты с койками, которые заправлялись, как в армии, переполненные классные кабинеты для занятий и собачий зимний холод в корпусах, при котором не все лечебные процедуры, например массаж, позволяется делать. Провёл я там около двух недель. Мама за меня сильно переживала, в отличие от отца, который считал, что повода для переживаний нет. Тем не менее она приехала за мной и решила забрать, персонал даже посоветовал ей это, поскольку они повторили мне «пуговку» и она оказалась нормальной. А через несколько дней после возвращения я заболел корью, подхватил её, видимо, там, и инкубационный период уже переходил. Провалялся с ней месяца полтора, эта болезнь требует хорошего ухода, хорошо, что не там, в Киеве, это было слишком опасно. А так надо лежать в тёмной комнате и ничего нельзя: ни читать, ни даже смотреть телевизор.

   За то время, что болел, ужасно по школе соскучился и был рад приступить к занятиям. А весной успел ещё в Тернополь на республиканские соревнования съездить. А потом наш класс прославился на всю школу: пока я был в другом городе, состоялась премьера фильма «Гостья из будущего», а класс, который там был показан, был такой же, как и

наш - шестой «В». Об этом я хочу сказать отдельно: эта история про Алису и вообще советские книги и фильмы - неотъемлемая часть наших интересов и нашей культуры.

Сейчас хороших фильмов фактически не снимает никто, ни Россия, ни даже Голливуд - просто исписались. Вот новый полнометражный мультфильм по произведениям того же самого Кира Булычёва - почти единственное исключение. Сейчас, просматривая старые советские фильмы, великолепно снятые на плёнке, изготовленной в Шостке ( райцентр в нашей родной Сумской области ), я нахожу их содержащими богатый духовный смысл,

а кроме того, это приятнейшее времяпрепровождение. Очень жаль, что новое поколение совсем их не понимает и считает «отстоем».

Комментариев нет:

Отправить комментарий